Куда пойти учиться будущему IT-специалисту? Как поступить на it специалиста


Что нужно знать для того чтобы пойти на айтишника? опишите более подробно пожалуйста

Что надо изучать, чтобы поступить? Естественно - математику, физику. Настоятельно рекомендую еще в школе начать заниматься простейшим программированием и подобными ему вещами. Хотя бы для того, чтобы понять - твое это или не твое. Одного сиюминутного желания и мечты мало.

Дизайнеров-IT-шников сейчас уже навалом, пробиться в топ без серьезных личных преимуществ и навыков будет трудно. Программерам, сисадминам, проектировщикам, эникейщикам и т. п. попроще, но нужно постоянно самообучаться, постоянно качать скилл. Если он у IT-шника ниже определенного уровня - то такой IT-шник малоинтересен, а без практического опыта - никому не нужен. Голый, пусть и красивый, диплом не катит, как в других профессиях. Начинать работать надо уже в институте (хотя бы эпизодически, по договору, удаленно, временно).

Лучше всего это получается, если твой папаша сам IT-шник, начальник над ними или имеет возможность пристроить дитё к делу. ))

В конце-концов, с опытом, даже в том случае, если станет понятно, что тяжело, разонравилось, начальник - козел, постоянная нервотрепка из-за сроков не прибавляет здоровья, работа тяжелая, не радует и т. д., можно легко уйти из сферы IT и заняться, например, обучением начинающих. Хорошая сфера, близкая к IT, морально благодарная работа.

Девушек в IT вообще немного. Поступает немного, выходит из инста мало, находит серьезную работу именно по специальности и не за красивые глаза еще меньше.

Был одно время, как бы, начальником у девушки оканчивающей ВУЗ по IT-специальности (системное проектирование). Очень она обижалась и жаловалась на высокомерное отношение по отношению к девушкам и к ней в частности дипломного руководителя. )) Думаю, такое отношение было не совсем беспочвенным. Хотя она действительно старалась и папа ее воспитал правильно, сурово, без сильных поблажек.Однако бывают и действительно крутые (профессионально) тетки. )

otvet.mail.ru

IT-профессии в Украине: куда пойти учиться. Взгляд

Сейчас, когда бывшие школьники вовсю сдают ВНО, особенно важно понимать, какой вуз дает наилучший старт для карьеры. «Взгляд» узнал у работодателей, специализирующихся на компьютерных технологиях, выпускников каких вузов они ждут с нетерпением и где готовят лучших IT-специалистов.

Google выбирает украинское

Мы уже писали, что Центр международных проектов «Еврообразование» огласил рейтинг лучших университетов страны. Среди лидеров несколько лет держатся Киевский политехнический институт и Киевский национальный университет им. Т. Шевченко. Остаются на ведущих позициях Харьковский университет им. Каразина и Киево-Могилянская академия. Как выяснилось, многие компании имеют свои собственные рейтинги вузов. В основном, они совпадают с опубликованными данными . Однако есть немало нюансов.

– В Google работает много украинцев, которые зарекомендовали себя как отличные IT-специалисты. И хотя для нас первичны навыки и таланты человека, но могу отметить, что в Украине мы также видим высокий уровень студентов Харьковского университета радиоэлектроники и Винницкого технического университета, – отмечает менеджер по связям с общественностью Google Украина Марина Тарасова.

– А я вообще не верю в высшее образование в нашей стране, особенно все, что считается IT. Поэтому компании при трудоустройстве в первую очередь спрашивают об опыте работы, о специальных сертификатах и пройденных курсах. Если выделить маркетинг и интернет-рекламу, я бы советовал вообще не тратить время на диплом. За пару месяцев можно получить достойное прикладное образование в школе Be First. Из вузов только академия «Шаг» смогла сформировать адекватные программы обучения для программистов и дизайнеров, – убежден Юрий Титков, совладелец агентства интернет-маркетинга SEOGear.

Выпускники полагаются на удачу

Так что вуз и диплом сами по себе для работодателя не имеют особой ценности. В компаниях скорее предпочитают людей активных, с хорошими теоретическими знаниями и хотя бы минимальным опытом работы. Наниматели убеждены, что вузы дают только теоретическую подготовку. А осваивать практику выпускнику все равно придется в офисе. Впрочем, сами молодые специалисты тоже не тешат себя иллюзиями. Они уверены, что удача куда важнее диплома.

– Наше исследование показало, что большинство украинских работников не считают диплом о высшем образовании главным фактором поиска работы. Наиболее важны опыт работы (74%), связи, знакомства (44%), личностные качества (43%) и даже удача (21%). Диплом о высшем образовании занял в этом списке лишь пятое место (17%), – рассказала руководитель исследовательского центра HeadHunter Ульяна Ходоровская.

Интересные результаты показали исследования, проведенные Киевским международным институтом социологии. Выпускники большое значение придают умению работать с компьютером и знанию языков, а работодатели ценят практические навыки, умение решать проблемы и работать с клиентами. А это то, чему вузы не научат.

На кого учиться?

Все IT-специальности делятся на две группы. В первой – специалисты по компьютерному оборудованию: системный администратор и инженер-разработчик оборудования. Ко второй группе относятся разработчики ПО: программист, разработчик сайтов. Очень востребованы на рынке веб-дизайнеры, веб-программисты, администраторы сайтов, тестировщики программ, системные аналитики и специалисты по средствам защиты информации. Любая профессия в сфере информационных технологий обеспечит хороший доход в будущем. Уже сегодня это одни из самых высокооплачиваемых специалистов в мире. В Украине они в зависимости от специализации, опыта работы и знаний зарабатывают от 8 до 40 тысяч гривен.

Наибольший спрос – на project-менеджеров

Согласно данным популярных украинских онлайновых бирж труда, пятерка самых востребованных (но необязательно самых высокооплачиваемых) специальностей в сфере информационных технологий выглядит так:

  1. Специалист по управлению проектами (projec manager).

  2. Специалист технической поддержки.

  3. Веб-разработчик.

  4. Программист .NET.

  5. Веб-разработчик (PHP).

Антон Воронюк, 

выпускник физмата КПИ, ныне продолжает образование в аспирантуре и руководит школой

WebPromoExperts

– КПИ объективно лучший технический вуз Украины. Фундаментальная подготовка, всеобщее развитие – это два качества, которые политех развивает на высоком уровне. Учит мыслить системно, быстро осваивать новые объемы информации и применять их. Это действительно очень ценно.

Тихон Ильенко

веб-дизайнер, фрилансер

– Я ожидал гораздо большего от обучения в КПИ. На самом деле, универ остался совком. IT развиваются стремительно, постоянно появляется что-то новое. Но в учебный процесс оно если и попадет, то лишь лет через пять. Преподаватели не поспевают за прогрессом. У нас ассемблер (язык программирования. – «Взгляд») преподавала 50-летняя тетушка. Любой западный вуз гораздо более мобильный, быстро реагирует на новации и внедряет курсы. А украинские айтишные вузы – ерунда. Трата времени за бумажку. Лучше заниматься самообразованием в интернете, посещать онлайн лекции американских университетов и учиться на специализированных курсах, тогда из тебя выйдет отличный айтишник.

Где готовят лучших айтишников

Рейтинг работодателей Украины*

  • НТУ «Киевский политехнический институт»

  • КНУ им.Т. Шевченко

  • НУ «Львовская политехника»

  • Государственный университет информационно-коммуникационных технологий

  • Национальный авиационный университет

  • Днепропетровский национальный университет им.О. Гончара

  • Одесский национальный политехнический университет

  • Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»

  • Харьковский национальный университет радиоэлектроники

  • НУ «Киево-Могилянская академия»

*Рейтинг составлен по результатам опроса работодателей Украины, проведенного Киевским международным институтом социологии

Сейчас для всех желающих начать карьеру в ИТ компания Генезис http://rus.gen.tech/ запускает бесплатную школу с перспективой трудосутройства. Детальней читайте на сайте компании. 

vz.ua

ВУЗ для IT специалиста: взгляд изнутри

Если вы давно закончили институт и уже сформировавшийся, матерый специалист, то вам не стоит читать дальше. Вы не узнаете из этого поста ничего нового и полезного. Может быть он вызовет у вас улыбку. Но судя по комментариям к статьям, на сайте достаточно и тех, кто еще учится или только собирается учиться на IT специальности. Для них этот пост написан и я искренне надеюсь может быть чем-то полезен.Так сложилось, что я работаю подрабатываю в университете преподавателем на компьютерной специальности и уже много лет работаю разработчиком (фрилансером и офсерсером). Т.е. могу видеть обе стороны одной медали, имя которой — ВУЗ.Дальше будет много букв и ни одной картинки. Кому еще интересно — прошу под кат.

Когда стоит идти учиться на IT-ника? Самый правильный ответ на мой взгляд — когда это для вас хобби и увлечение даже без института и образования. Многие студенты путают компьютер, как «хобби» и компьютер как «развлечение». Если вы любите играть в игры, знаете как ставить программы и где скачать самые свежие фильмы — не обманывайте себя. Для вас компьютер это развлечение. Если вы что-то «создаете» на своем компьютере (пишете программки, рисуете в PhotoShop или CorelDraw, моделируете в 3D Max или Maya, пишете музыку и т.п.) то компьютер для вас «хобби». Разница простая — если вы что-то создаете, то это увлечение, если только потребляете, то развлечение. Если вы продолжите свой путь в сфере IT, то вам придется что-то создавать с помощью компьютера, а это требует желания и трудозатрат. Многие студенты, которые пошли учиться на компьютерный факультет воспринимая компьютер как развлечение, а не как увлечение, быстро теряют интерес к учебе. т.к. для них тратить силы и время на то, чтобы что-то создавать, в тягость, а не в радость. И таких студентов неожиданно много (может быть процентов 70). Не нужно всем ломиться в IT, лучше найдите дело, которое действительно вам в радость, а не следуйте моде или давлению родителей.

Чему же все таки учит институт? Если полистать комментарии на эту тему, то все они вращаются вокруг мысли, что институт не готовит специалиста для IT и тут начинаются версии: то ли он учит учиться, то ли он дает кругозор, то ли погружение в среду и т.п. На мой взгляд учеба в университете похожа на тренировку в спортзале, где для вас запланирована и расписана по семестрам программа тренировок. И план тренировок очень щадящий. Именно так. Из моего опыта работы, знания полученные в институте это лишь 3-5% того, что нужно знать и в зависимости от специализации может 70-95% того, что вы проходили в институте вам не пригодится или пригодится лишь косвенно. Мозг, как и мышцы, можно развивать, если использовать и он атрофируется, если бездействует. ВУЗ просто повод им пользоваться. Каждый день, 3-4 пары в день, 5 лет. И все. Знания, кругозор, умение учиться, связи, окружение — все это как естественный бесплатный бонус который прилагается к тренировке мышления, как здоровье, хорошее самочувствие, здоровый цвет лица и подтянутая фигура просто сопутствующие результаты занятий спортом.

Насколько знания, полученные в ВУЗе глубоки? ВУЗ является продолжением школы. Нет никакого скачка в качестве и глубине излагаемого материала. Как в школе изучаются простенькие основы главных направления знания, так и в ВУЗе вам расскажут те же простенькие основы, может чуть более узконаправленные в контексте вашей специальности. Вы не станете «умным» после ВУЗа. Лабораторные и практические занятия далеки от того, чем занимаются IT-ники на работе, как по масштабу так и по сложности и разница эта огромна. Тут сказывается формат обучения: за короткое время для широкой и разношерстной аудитории ну ни как не получится углубиться в какое-то направление. За 2 часа лабораторной работы ну никак нельзя написать сколь либо сложную программу или законченный продукт в рамках курсового проекта. Все это можно было бы описать словами: попробуйте это, ткнитесь тут. Если выбранная специальность не является вашим увлечением и вы ничего не делаете дома «для себя», то на выходе из института из вас получится нулевой специалист.

Большинство преподавателей — плохие специалисты. Да, именно так. Жизнь простая штука и если понимать причины очевидными будут и следствия. Не секрет, что зарплаты специалистов в IT индустрии в разы (во много раз) больше зарплат преподавателей даже в хороших ВУЗах. Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат работают в университетах, бюджетниками, на своих небольших зарплатах? Потому что они не могут претендовать на квалифицированные должности в IT индустрии, им не хватает ни опыта, ни квалификации. Кому хватает — те уходят. Максимум держат минимальную ставку то ли для подстраховки, то ли как место где лежит трудовая. Старшее поколение преподавателей это как правило те, кто когда-то при союзе работал в смежных областях а с его развалом хоть как-то устроился близко к специальности. Они что-то «знали» (когда работали) и эти знания такие же древние, как и времена когда развалился союз. Хорошо, если кому-то из них было интересно разобраться в чем-то новом, но большинство просто прочитали толстую книжку по своему предмету, которую пересказывают вам. Любой вопрос сверх излагаемого материала — вводит в ступор, любое замечание — раздражает. У них есть опыт работы, но он слабо применим сейчас, потому что в те далекие времена страна что-то производила а сейчас IT — сфера услуг. Скорее всего вам мало пригодится их опыт того, как тестировать спутники на стендах перед запуском, потому что вы скорее будете допиливать чужую cms для западного заказчика, чем запускать спутники в нашей стране. Молодое поколение имеет другие причины. Я как-то спрашиваю у своего ассистента, почему он решил работать в институте? Ответ был простой: а я больше нигде не пробовал, потому что я собственно ничего не умею. Не так прямо, но смысл тот же. Вот так вот. Я вообще считаю, что преподаватель в IT должен работать в IT. Мне странно, что в медицинском университете доцент принимает пациентов и делает операции (он практикующий врач), а в техническом ВУЗе доцент может позволить себе ходить с папочкой на пары и рассказывать студентам сказки не имея никакого практического опыта.

У преподавателя нет заинтересованности в ваших знаниях. Удивлены? А это так. И далеко не потому что преподаватели ленивые или безответственные люди. Раскрою маленький секрет преподавательской кухни: нагрузка, а с ней и зарплата и само штатное место, зависит от количества обучающихся студентов. Требования к ВУЗам и преподавателям ужесточаются каждый год. Почти на каждом заседании кафедры преподавателям прямо или косвенно намекают, что денег будет меньше и кого-то будут сокращать. Если преподавателя сократят, то куда он пойдет? Уж не на тот же рынок труда, где вы же для него будете конкурентом? Рыночная экономика и конкуренция вообще не предполагают передачи знаний, и уж тем более за те смешные деньги, которые стоит высшее образование. Знание — сила, конкурентное преимущество. Большинство преподавателей просто выполняют формальные требования министерства образования начитывая вам запланированный материал. Если студент не хочет его воспринимать, то никто не будет заниматься «заталкиванием» его в нерадивого студента. Вам очень повезло, если ваш преподаватель не думает подсознательно такими категориями а просто от души делится знаниями, которые у него есть, понимая, что общее благо важнее личной выгоды. Такие люди есть, но часто это понимание приходит с возрастом, а что могут дать люди в возрасте в качестве преподавателей в IT см. выше.

Не надо смотреть «на всех». Потому что если делать «как все», то и результат будет «как у всех». В группе большинство студентов — случайные люди у которых нет перспектив в IT. Может их запихнули в институт родители, может они просто жаждут легких и больших денег начитавшись статей о самых востребованных специалистах. Но их удел в большинстве своем или работа не по специальности или штатная низкооплачиваемая должность сисадмина/программиста-разнорабочего с соответствующей зарплатой. Конкуренция в IT велика. И читая про «дефицит специалистов», обращайте внимание на слово "специалистов", а не на слово «дефицит». Для талантливых студентов это крайне плохая ситуация. И потому, что необходимость ориентироваться на «среднего» студента снижает глубину и обширность излагаемого преподавателями материала, и потому что создается мнимое впечатление собственных успехов на фоне повального разгильдяйства основной массы. Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием ваших знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком. Зайдите на сайт фриланса — почитайте, что из предлагаемых работ вы в состоянии сделать, а что еще нет и даже аббревиатуры незнакомые. Очень отрезвляет, даже отличников обучения.

Оценка не важна. Еще со школы нас приучали измерять свои успехи в оценках. В институте это не работает (на самом деле это не работало никогда). Вообще как-то пора бы к ВУЗу вырасти из детских штанишек, когда основной наградой за успехи была похвала окружающих, в том числе выражающаяся в оценке, к более зрелому отношению, когда наградой является собственное удовлетворение проделанной работой, внутренняя мотивация. Устраиваясь на работу в IT в большинстве случаев ваш диплом с его оценками никто смотреть не будет. Важны ваши знания, потому что придется работать и приносить достаточно прибыли для получения зарплаты. Работник это инвестиция для фирмы и эта инвестиция должна окупаться. Спросите тех, кто работает в IT, спрашивал ли кто-то их диплом? В нормальных фирмах вам дадут тестовое задание, проведут техническое собеседование с профильным специалистом, возможно с вашим будущим начальником. Откройте глаза. Ценность диплома падает. Падает быстро, если не катастрофически. И ценность ваших оценок вместе с ним.

Нужно работать. Основная проблема студентов — отсутствие мотивации к получению специальных знаний. Информацию в них уже заталкивают, а зачем оно надо понимания нет никакого, потому что эта информация не применятся. А что не применяется, то забывается. Это не замкнутый круг. Просто нужно устроиться на работу. Как только сможете, лучше с первого курса. На частичную занятость, удаленно, фриланс. Как угодно. Минимальная работа имеет колоссальное влияние на мотивацию к учебе и понимание того, что важно и полезно, а что ненужно и второстепенно. Если вспомнить, что большинство преподавателей сами не работают в IT, то такое же большинство уделяет одинаково много времени и внимания на парах и тому, что действительно нужно и вы будете использовать это каждый день и тому, что представляет чисто академический интерес и вам ни разу не пригодится. Они просто не работали и не знаю разницы. Для них все на одно лицо и одинаковой важности, а на самом деле это далеко не так. Работая, вы будете учиться осмысленно, понимая что важно, а что нет, чему уделить внимание, а к чему можно отнестись формально. Если вы знакомы с кривой спроса/предложения, то это же кривая работы/учебы. К 5-му курсу гораздо важнее работать, чем учиться. Такой подход решает многие вопросы. Пока вы студент, у работодателя к вам даже подсознательно меньшие требования, учитесь. Первое место работы всегда выгоднее вам, чем работодателю — вы научитесь больше, а работодатель оплатит ваше обучение на рабочем месте. У вас появится тот самый «опыт работы от 3 лет» и т.д.

Достаточно просто присутствовать. Сложность излагаемого материала и требования к студентам стали уже столь низки, что для успешного обучения даже самым неспособным студентам достаточно просто присутствовать в институте. Просто слушать, просто дойти до практического занятия. Это вроде тривиально, но большинство даже не ходит. Преподаватели рады поставить вам ваш зачет/экзамен — просто дойдите до преподавателя. Создается иллюзорное впечатление, что можно не ходить и все будет, потому что существует негласный запрет на отчисление студентов-контрактников, которые «кормят» ВУЗы. Это так, но зачем было поступать, чтобы пропустить то, ради чего все затевалось? Ведь большинство пропускает не потому, что работают на 3-х работах (такие как раз получают зачеты экстерном и сдают экзамены на месте обладая достаточными практическими знаниями превышающими учебную программу), а потому что лень прийти.

Фактологические знания не так важны. В институтах, по привычке оставшейся с докомпьютерной эры, учат фактам, на экзаменах спрашивают факты («какая функция возвращает список файлов в каталоге?»). Это все не важно и нормальные преподаватели это понимают и со студентов не требуют. Прошли времена когда быстрее было вспомнить коэффициент упругости стали, чем искать его в справочнике в центральной библиотеке. Сейчас вся справочная информация на расстоянии двух кликов. Она лишь средство. Когда надо вы «подгрузите» в память то, чем пользуетесь в данный момент для данного проекта, когда переключитесь на другой проект, то вытесните эту информацию новой, которая будет нужна в данный момент. Возможности мозга весьма ограничены и работники сферы IT должны это чувствовать как никто другой. Не нужно много «запоминать», нужно «понимать», видеть причины и следствия, взаимосвязи, что на что влияет, из чего следует и к чему приводит. «Понимание» позволяет оперировать гораздо большими объемами знаний, чем «запоминание», дает возможность взглянуть на проблему издалека/под разными углами и никакой объем знаний без понимания этой возможности не заменит. Я бы посоветовал учиться маленькими итерациями: узнал, узнал, узнал, подумал, понял, уложил в памяти, связав с другими знаниями. Раз уж систему образования не поменять, постарайтесь поменять отношение к получаемым знаниям. Не надо накапливать факты, это приведет к мусору в голове. Старайтесь понять то, что знаете и связать все в целостную картину предметной области.

Знания по специальности не самые важные. Что же еще? Английский. Так сложилось, что платежеспособные заказчики говорят на английском. Если вы не способны с ними общаться на прямую — ваш удел работать через посредника (фирму), которая будет брать за свои услуги очень дорого (когда я работал на фирме в должности уровня «Team Leader» или «руководителем отдела разработки», потому что в те времена столь популярных сейчас названий еще в ходу не было, работнику платили 30-35% от дохода, который он приносил фирме. Возможно что-то поменялось за это время и теперь работник получает больше, например 50% от заработанного, но прослойка менеджеров и руководства все равно ближе к первоисточнику дохода и тоже хочет кушать). Так сложилось, что вся серьезная документация на английском и пока вы не имеете к ней прямого доступа ваш удел читать переводы, которых не всегда достаточно и которые ограничивают ваш кругозор. Что еще? Организаторские способности, умение решать проблемы (то, что называется талантом предпринимателя). Вас не удивляет, что ваш знакомый, который учился на троечку сейчас Project Manager и выдает вам задания? Или даже руководит фирмой в которой вы работаете? Мало троечников попадают в эту категорию, но те, что попадают, имеют на то причины. Пока вы своим умом просто учились на отлично, они, не имея ваших способностей к наукам, развивали свои способности: умение решать вопросы, находить лазейки, договариваться с людьми. Те способности и навыки, которые у отличников обычно не развиты за ненадобностью. Я не призываю учиться плохо, просто обратить внимание на этот вопрос. Жизнь отличается от университета. Потолок роста дохода работника очень ограничен. Team Leader получает максимум в несколько раз больше Junior Developer. Это круто, но владелец получает немаленький процент с денег, который зарабатывает каждый из них, а увеличение размера бизнеса дает гораздо больший потолок дохода, чем карьерный рост.

Обучение в ВУЗе это не все. Сейчас время расцвета разнообразных online курсов. Как отечественных, так и зарубежных. В вашем ВУЗе, даже если он столичный и в нем лучшие преподаватели страны, ограниченный круг людей, у которых вы можете учиться, ограниченный набор предметов, вы ограничены программой своего министерства образования и уровнем аудитории вокруг вас. Если хочется узнать больше, попробовать другой, возможно более понятный, подход к изложению материала — весь интернет в вашем распоряжении. И не важен диплом, за который обычно просят денег. Важны ваши знания. Можно выбрать курсы, которые интересны лично вам, соответствуют вашему уровню знаний и просто послушать их бесплатно (без получения диплома) или в виде видеоуроков. Смысл в самообразовании. Ваше будущее делаете вы. Если что-то интересно — стоит попробовать этим заняться, часто интерес спутник таланта, который грех не развивать. Таких курсов очень много: Udacity, Coursera, edX и другие. Достаточно просто задаться таким вопросом.

Это не все, что можно сказать на эту темы, но пост и так получился длинным. Если тема будет интересна, я постараюсь поделиться и другими наблюдениями из опыта практического разработчика, преподающего в университете. Будущим студентам успехов в выбранной области, а текущим во время приближающейся летней сессии.

Автор: mattheus

Источник

www.pvsm.ru

Куда пойти учиться будущему IT-специалисту?

В этом году в России школу закончили чуть больше 708 тысяч ребят. Из них 55 тысяч сдавали ЕГЭ по информатике. То есть около 7,8% абитуриентов планируют связать свою жизнь с информационными технологиями. Но вот беда — выбирая специальность (а таковых, связанных с новыми технологиями, десятки) ребята не очень себе представляют, чем будут заниматься после получения диплома. Многие ориентируются на название специальности, на рассказы старших ребят или на престижность вуза.

«Комсомолка» выяснила, какие IT-специальности будут востребованы и через 3-4 года и в каких вузах готовят лучших профессионалов.

Информационные технологии проникли почти во все сферы нашей жизни. Совсем скоро объемы информации будут измеряться зеттабайтами (это 10 в 21 степени), и крайне важно будет этими громадами управлять, считают наши эксперты - кандидат технических наук, руководитель направления по работе с системой образования Департамента стратегических технологий компании «Майкрософт» Александр Гаврилов и директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрий Волошин.

Вот рейтинг самых престижных IT-специальностей недалекого будущего.

1. «Датасаентист» - и специалист по работе с большими объемами данными

Big data – популярное и перспективное направление в информатике. Что это такое? Это сбор и систематизация информации огромных объемов и разнообразного состава. Нужно анализировать информационный массив целиком и принимать на его основе серьезные управленческие решения. На первый взгляд это кажется понятным, однако для такой работы нужны очень специфические компетенции. «Data scientist – это человек, который в идеале имеет технический бэкграунд, он может быть программистом, аналитиком, бизнес-архитектором. Также он имеет научный бэк, навыки и способности к анализу информации и выдвижению гипотез», - рассказывает Дмитрий Волошин.

2. Специалист по облачным вычислениям

Облачные хранилища данных – это мощные виртуальные серверы, на которых хранятся данные пользователей. Благодаря тому, что данные сохраняются в так называемых «облаках», они не прикреплены к конкретному ПК и могут извлекаться с менее мощных, чем сервер, устройств. Так работают диски Google и Яндекс, Файлы Mail.Ru, сервис Apple iCloud, или даже Google chrome, который запоминает закладки, пароли и историю бразуера пользователя. Эксперты прогнозируют бурный рост количества таких систем в ближайшие годы, а специалистов для их разработки очень мало. Так что самое время учиться разрабатывать «облака», по выпуску из университета проблем с трудоустройством не будет.

3. Разработчик мобильных приложений

Нет смысла объяснять, что это такое. Смартфон = мобильные приложения. Каждое новое приложение интереснее и сложнее предыдущего, появляются новые специализации в этой сфере. Например, программисты под определенную платформу, специалисты по графическим интерфейсам, тестировщики мобильных приложений «По мере того как планшеты и смартфоны проникают на рынок, по мере того как улучшаются каналы связи, возникает огромная потребность (я не преувеличиваю), именно огромная потребность в соответствующих разработчиках. Сейчас это один из основных трендов, появляется большое количество стартапов на эту тему» - комментирует Дмитрий Волошин.

4. Специалист по робототехнике

Это уже не новое направление в ИТ, но сейчас оно стремительно набирает обороты. Сфера очень сложная, здесь и электроника, и механика, и информатика. «Фактически программиста роботов я бы сравнивал с хирургом, который делает операции», - говорит Дмитрий Волошин. Но научиться этому можно, и к тому же очень нужно. Работодатели ждут.

5. Специалист по информационной безопасности

Еще одна широкая сфера со множеством ответвлений. Здесь и разработка антивирусов, и защита систем электронных платежей – в общем все, что поможет информации быть под защитой.

6. Комплексная автоматизация бизнес-процессов

Автоматизация нужна, чтобы быстрее решать различные бизнес-задачи. С помощью IT-решений можно ускорить практически любые бизнес-процессы: от привлечения новых клиентов до расчета зарплаты. Но все процессы в бизнесе связаны между собой, поэтому комплексная автоматизация эффективнее и проще.

Еще Александр Гаврилов выделяет междисциплинарные направления, например биоинформатику. Всегда остаются востребованными программисты на платформах 1С, С++, Java и других. «Хорошие программисты сметаются враз. Все ребята, которые умеют и хотят программировать, непременно найдут себе работу за очень короткое время», - уверяет студентов и абитуриентов Дмитрий Волошин.

Я б в айтишники пошел… А куда идти?

Между высшим образованием и реальной работой как всегда существует дистанция. Ни на разработчика мобильных приложений, ни на бизнес-аналитика, ни на специалиста по облачным вычислениям выучиться нельзя. Оно и понятно. «Еще 5 лет назад не существовало ни одной из перечисленных выше специальностей», - рассказывает Александр Гаврилов. Но это не повод отказаться от высшего образования и решить, что ты всему научишься сам. Вузовская подготовка дает фундамент для развития специалиста. К тому же такая у нас страна, без диплома никуда не возьмут. А технические вузы открывают двери в большие компании.

На вопрос о трудоустройстве студентов по окончании вузов Дмитрий Волошин отвечает однозначно: «Ну только неудачники не устраиваются, извините за прямоту. 70% ребят работают еще учась на 3-4 курсе».

Лучшие вузы, где готовят айтишников

1.МГТУ им. Н.Э. Баумана

В Бауманке стоит попытать счастье на факультете информатики и систем управления и факультете робототехники и комплексной автоматизации. Правда, в случае неудачи расстраиваться не стоит. На любом факультете в этом вузе, даже на менеджменте, дается сильная техническая подготовка. Университет проводит свою олимпиаду «Шаг в будущее», ее победители и призеры поступают без экзаменов.

2. Факультет ВМК МГУ им. Ломоносова

Здесь дают фундаментальную теоретическую подготовку, многие выпускники по окончании идут в науку. Конкурс на место 5-5,5 человек, но бюджетных мест много: 335. Не забывайте, что у МГУ есть привилегия проводить дополнительное вступительное испытание, поэтому одних результатов ЕГЭ будет недостаточно. Опять же у вуза есть свои олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы». Дипломанты этих олимпиад поступают без экзаменов, или получают 100 баллов по одному из предметов.

3. МФТИ

Здесь IT-специалистов готовят на трех факультетах: радиотехники и кибернетики, управления и прикладной математики, инноваций и высоких технологий. В среднем конкурс на эти факультеты в прошлом году составил 2,2 человека на место, что не так много. Хотя баллы нужны довольно высокие. С помощью олимпиады «Физтех» можно поступить в МФТИ без экзаменов, и есть еще много других олимпиад, которые дают преимущества при поступлении. Например, «Старт в науку» и выездные олимпиады.

4. МИФИ

Конкурс в МИФИ большой, по направлению бизнес-информатика в 2012 году было аж 16 человек на место. Но ведь подать документы можно сразу в 5 вузов. Так почему бы не рискнуть и не почувствовать дух конкуренции в одном из них?

5. МЭСИ

Здесь айтишников готовят целых 5 факультетов: бизнес-информатики, информатики и вычислительная техники, информационной безопасности, математического обеспечения и администрирования информационных систем, прикладной информатики. Поступить туда вполне реально, в среднем проходной балл на эти факультеты в прошлом году – 216 за 3 экзамена.

Также стоит обратить внимание на факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ: там дают хорошую базу с ориентацией на практику. Можно стать достойным специалистом, учась в МИРЭА и СПбГУ на факультете прикладной математики – процессов управления. Среди вузов Санкт-Петербурга НИУ ИТМО – достойная альтернатива московским вузам.

Из региональных вузов эксперты выделили Казанский (Приволжский) и Южный федеральные университеты, Новосибирский, Томский и Нижегородский государственные университеты.

Во все вузы без экзаменов принимают победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по профильным предметам и членов Международных сборных предметных олимпиад.

Комментарий Дмитрия Волошина: «Абитуриентам этого года уже поздно, но абитуриентам следующего года обязательно всеми силами участвовать в олимпиадах и конкурсах, потому что это очень сильно упрощает жизнь при поступлении в вузы. Мы сами очень большое внимание оказываем олимпиадникам, потому что эти люди достаточно в юном возрасте уже демонстрируют мотивацию к обучению и к нормальной жизни».

Как быть востребованным?

Чтобы по окончании вуза стать настоящим профессионалом, одного университетского образования недостаточно. Формула успеха для айтишника выглядит так:

Учеба в вузе + курсы дополнительного образования + стажировки и пробные работы + самообразование = профессионал в сфере ИТ.

Это сложно, но для такого образования созданы все условия. Тем, кто хочет и любит учиться, помогают и оказывают поддержку. Например, Mail Ru Group ежегодно проводит чемпионат по программированию Russian Code Cup, а компания Microsoft - международный технологический конкурс среди студентов и старшеклассников Imagine Cup. Обе компании сотрудничают с вузами и организуют курсы и онлайн-школы для студентов.

«Для компаний это, с одной стороны, способ поиска талантов, а с другой - способ повышения интереса к отрасли», - говорит Дмитрий Волошин.

В общем, стать IТ-специалистом сложно, но, как говорится, игра стоит свеч. Качественный айтишник сейчас – на вес золота.

www.dv.kp.ru

RE: ВУЗ для IT специалиста: взгляд изнутри / Хабр

Здравствуйте, дорогие читатели Хабра! Этот топик-ответ на недавнюю статью о получении IT специальности в ВУЗе.

Первой моей реакцией на этот пост был комментарий, в котором я попытался уточнить географическое положение рассматриваемых Высших Учебных Заведений. Что удивительно, помимо ответа на мой комментарий на хабре, несколько человек ответило мне в Facebook'e (у них пока что нет инвайтов), а товарищ quicksdk попросил меня рассказать в том же ключе о University of British Columbia.

Так сложилось, что я учусь в канадском университете на компьютерной специальности и уже около года работаю разработчиком (фрилансером). В связи с малым опытом работы и с тем, что я закончил всего один год обучения на бакалавриате, я не позиционирую свое мнение, как единственно правильное. Однако кому-нибудь эта статья может оказаться интересной.

Позволю себе процитировать уважаемого mattheus:

Дальше будет много букв и ни одной картинки. Кому еще интересно — прошу под кат.
Когда стоит идти учиться на IT-ника?
Не нужно всем ломиться в IT, лучше найдите дело, которое действительно вам в радость, а не следуйте моде или давлению родителей. Абсолютно согласен с этим утверждением. Примерно 70% людей, которые учатся на программиста в UBC (и с которыми я общался), в итоге просто хотят найти себе работу по специальности. То есть во время учебы в университете единственное что они создавали — это учебные проекты, необходимые для того, чтобы закончить курс; и ничего более. Попробовать себя можно: для этого в UBC есть специальный курс (CPSC 110), который может взять любой студент, как электив. Но если у Вас нет тяги к программированию, и не появилось ее после этого курса, Ваше призвание в другом. Поверьте, Computer Science это не так просто — поэтому в UBC почти за все компьютерные курсы дают 4 кредита, а не 3, как обычно.
Чему же все-таки учит институт?
Из моего опыта работы, знания полученные в институте это лишь 3-5% того, что нужно знать и в зависимости от специализации может 70-95% того, что вы проходили в институте вам не пригодится или пригодится лишь косвенно. Я честно не знаю, как обстоят дела в России, но в UBC на первом курсе можно было выучить Java и Python на достаточно хорошем уровне для того, чтобы начать фрилансить. Основы ООП и функционального программирования, интересные подходы к структурам, многие тонкости работы с IDE — все это я постиг именно в университете.

Стоит заметить, что мой основной профиль — это Objective C, никак не Java; и Objective C я выучил самостоятельно. Однако, благодаря тому, что я узнал за университетской скамьей, я начал активно использовать возможности рефакторинга, мое мышление встало на место, я начал писать код, который смогут после меня прочесть другие разработчики. На первом году обучения в UBC приходится брать пару-тройку ненужных предметов, но они точно сильно расширили мой кругозор. Для второго года я уже почти выбрал себе курсы, и в основном это Computer Science.

С другой стороны, работая фрилансером, я почти никогда не применял Java, зато различные шаблоны программирования, изученные в университете, сильно облегчили мне работу на Objective C.

Насколько знания, полученные в ВУЗе глубоки?
ВУЗ является продолжением школы. Нет никакого скачка в качестве и глубине излагаемого материала. Как в школе изучаются простенькие основы главных направления знания, так и в ВУЗе вам расскажут те же простенькие основы, может чуть более узконаправленные в контексте вашей специальности. В первый год — да, скачка никакого нет: все поверхностно. Однако, по рассказам выпускников, 2-4 года в UBC дают гораздо более глубокие знания (как минимум, глубокое изучение C). Тут сказывается формат обучения: за короткое время для широкой и разношерстной аудитории ну ни как не получится углубиться в какое-то направление. За 2 часа лабораторной работы ну никак нельзя написать сколь либо сложную программу или законченный продукт в рамках курсового проекта. Опять же, не знаю, как обстоят дела в России; но в UBC на Computer Science факультете убивается безумное количество времени именно на обучение. Помимо работы над проектами (25+ часов), есть и Co-op программы. А это погружение в рабочую среду на полные 3 семестра (работа на полную ставку в EA, Microsoft, Google, Facebook, etc.)Если выбранная специальность не является вашим увлечением и вы ничего не делаете дома «для себя», то на выходе из института из вас получится нулевой специалист. Здесь со всем согласен. Из песни слов не выкинешь.
Большинство преподавателей — плохие специалисты.
Да, именно так. <...> Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат работают в университетах, бюджетниками, на своих небольших зарплатах? Потому что они не могут претендовать на квалифицированные должности в IT индустрии, им не хватает ни опыта, ни квалификации. Нет, это не так. Большинство профессоров в UBC CS работают преподавателями в свободное время от своих исследований. Университет это в первую очередь — исследовательская база. Насколько я знаю, на AI в нашем университете выделяют большие деньги и многие профессора трудятся именно в этом направлении. Я лично общался с человеком на кампусе, который одним из первых создал роботов, автономно играющих в футбол.Старшее поколение преподавателей это как правило те, кто когда-то при союзе работал в смежных областях а с его развалом хоть как-то устроился близко к специальности. Они что-то «знали» (когда работали) и эти знания такие же древние, как и времена когда развалился союз. Хорошо, если кому-то из них было интересно разобраться в чем-то новом, но большинство просто прочитали толстую книжку по своему предмету, которую пересказывают вам. В UBC просто так преподавателем не попасть. Все преподаватели разрабатывали что-то стоящее. Например, мой учитель по CPSC 121 был одним из разработчиков Magic Box — великолепной песочницы для обучения основам работы с микроконтроллерами; а один из учителей CPSC 110 был одним из создателей языка Racket.Любой вопрос сверх излагаемого материала — вводит в ступор, любое замечание — раздражает. Отнюдь. Любая задачка для профессоров интересна, особенно, если это связано с их профилем. Я не раз приходил на офисные часы к моему преподавателю по CPSC 210 и решал с ним некоторые сложные задачки, связанные с фрилансом.
У преподавателя нет заинтересованности в ваших знаниях.
Если Вы в числе тех 70%, что не любят программирование, то конечно, заинтересованности не будет. То ли я хороший собеседник, то ли профессора такие хорошие; но всегда, когда у меня была проблема — мне давали знаний с лихвой. Иногда преподаватели настолько сильно углублялись в какую-то область их предмета, что я опаздывал на следующие пары: так приятно было мне их слушать.
Не надо смотреть «на всех».
Для талантливых студентов это крайне плохая ситуация. И потому, что необходимость ориентироваться на «среднего» студента снижает глубину и обширность излагаемого преподавателями материала, и потому что создается мнимое впечатление собственных успехов на фоне повального разгильдяйства основной массы. Если нужны более глубокие знания — в UBC можно взять курсы Honor в Computer Science. Группы меньше, почти все студенты одаренные, глубина знаний в разы превышает обычные курсы, и ориентированность идет как-раз на «умных» студентов.Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием ваших знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком. Зайдите на сайт фриланса — почитайте, что из предлагаемых работ вы в состоянии сделать, а что еще нет и даже аббревиатуры незнакомые. Очень отрезвляет, даже отличников обучения. Хороший совет, вне зависимости от университета, и даже специальности.
Оценка не важна.
Устраиваясь на работу в IT в большинстве случаев ваш диплом с его оценками никто смотреть не будет. <...> В нормальных фирмах вам дадут тестовое задание, проведут техническое собеседование с профильным специалистом, возможно с вашим будущим начальником. Все правильно. Однако для получения грантов и финансирования в UBC обычно нужны оценки 90%+. На elance.com меня никто не спрашивал про диплом. Для Co-op программы нужен определенный минимум средней оценки, но если Вы понравились работодателю на собеседовании — Вас все равно возьмут.
Нужно работать.
Если вспомнить, что большинство преподавателей сами не работают в IT, то такое же большинство уделяет одинаково много времени и внимания на парах и тому, что действительно нужно и вы будете использовать это каждый день и тому, что представляет чисто академический интерес и вам ни разу не пригодится. Нечего сказать, я отучился всего один год, и из всех курсов только один был направлен именно на корпоративное создание приложений — CPSC 210. Остальное — теория и основные знания. Повторюсь, это всего лишь первый год. Дальше — лучше.

А про то, что работать нужно — это факт. Посмотрите на гигантов индустрии, которые так и не закончили университеты (их имена вы знаете). Они начали развитие своего дела еще в университете. А тем, кто говорят, что не стоит приводить этих людей в пример, я могу только улыбнуться в ответ. Но это чисто персональное, Вы можете и не улыбаться.

Достаточно просто присутствовать.
Сложность излагаемого материала и требования к студентам стали уже столь низки, что для успешного обучения даже самым неспособным студентам достаточно просто присутствовать в институте. В UBC сложно попасть, из UBC легко вылететь. Присутствие на лекциях — это 10% от оценки, максимум. Остальное — это постоянные экзамены, домашняя работа, проекты и задания. UBC просто держит в постоянном тонусе, нет возможности «просто присутствовать».Создается иллюзорное впечатление, что можно не ходить и все будет, потому что существует негласный запрет на отчисление студентов-контрактников, которые «кормят» ВУЗы. В UBC платят все (кроме особо одаренных). Нет никаких привилегий. Если выкинут одного «кормильца», на его место придет другой: у этого университета есть еще тысячи желающих поступить.
Фактологические знания не так важны.
Раз уж систему образования не поменять, постарайтесь поменять отношение к получаемым знаниям. Не надо накапливать факты, это приведет к мусору в голове. Старайтесь понять то, что знаете и связать все в целостную картину предметной области. Тут система немного отличная от российской: нужно именно понимать, а не запоминать. На все экзамены разрешено приносить с собой лист А4 со всей нужной Вам информацией. Да и тестируют именно понимание, а не простое знание. Но это в IT, как обстоят дела с другими профессиями — я не в курсе.
Знания по специальности не самые важные.
Что же еще? Английский. <...> Организаторские способности, умение решать проблемы (то, что называется талантом предпринимателя). Ну, без английского тут никуда не попасть, а с пунктом про организаторские способности, думаю, согласны все. Они нужны везде.
Обучение в ВУЗе это не все.
В вашем ВУЗе, даже если он столичный и в нем лучшие преподаватели страны, ограниченный круг людей, у которых вы можете учиться, ограниченный набор предметов, вы ограничены программой своего министерства образования и уровнем аудитории вокруг вас. Не смотря на обширное количество различных курсов в самом UBC (возможно, большее, чем в российском столичном ВУЗе), знаний по специальности может не хватить. Я ничего не узнал про Objective C в университете. Все изучал сам по туториалам, видеоурокам, видеолекциям. Особенно мне помогли Стенфордские лекции по iOS. Полностью согласен с автором оригинального топика: учиться нужно и вне университета.
Личные комментарии
Я честно всеми силами пытался выгородить российские университеты. Я честно пытался как-то аргументировать отсутствие того же МГУ или МГИМО в топ-300 университетов мира. Но оригинальная статья разбила все мои надежды в пух и прах.

Неужто в России с образованием и вправду все так плачевно обстоит? Я не могу в это поверить. К сожалению, многие студенты в россии даже не задумываются об обучении заграницей. А ведь есть безумное количество различных программ обучения (не российских), о которых они просто не знают.

Статья представляет собой исключительно мое мнение и мои наблюдения. В случае, если Вы обнаружили какие-либо неточности или опечатки в моей статье, милости прошу ко мне в хабракабинет.

habr.com

Куда пойти учиться будущему IT-специалисту?

В этом году в России школу закончили чуть больше 708 тысяч ребят. Из них 55 тысяч сдавали ЕГЭ по информатике. То есть около 7,8% абитуриентов планируют связать свою жизнь с информационными технологиями. Но вот беда — выбирая специальность (а таковых, связанных с новыми технологиями, десятки) ребята не очень себе представляют, чем будут заниматься после получения диплома. Многие ориентируются на название специальности, на рассказы старших ребят или на престижность вуза.

«Комсомолка» выяснила, какие IT-специальности будут востребованы и через 3-4 года и в каких вузах готовят лучших профессионалов.

Информационные технологии проникли почти во все сферы нашей жизни. Совсем скоро объемы информации будут измеряться зеттабайтами (это 10 в 21 степени), и крайне важно будет этими громадами управлять, считают наши эксперты - кандидат технических наук, руководитель направления по работе с системой образования Департамента стратегических технологий компании «Майкрософт» Александр Гаврилов и директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрий Волошин.

Вот рейтинг самых престижных IT-специальностей недалекого будущего.

1. «Датасаентист» - и специалист по работе с большими объемами данными

Big data – популярное и перспективное направление в информатике. Что это такое? Это сбор и систематизация информации огромных объемов и разнообразного состава. Нужно анализировать информационный массив целиком и принимать на его основе серьезные управленческие решения. На первый взгляд это кажется понятным, однако для такой работы нужны очень специфические компетенции. «Data scientist – это человек, который в идеале имеет технический бэкграунд, он может быть программистом, аналитиком, бизнес-архитектором. Также он имеет научный бэк, навыки и способности к анализу информации и выдвижению гипотез», - рассказывает Дмитрий Волошин.

2. Специалист по облачным вычислениям

Облачные хранилища данных – это мощные виртуальные серверы, на которых хранятся данные пользователей. Благодаря тому, что данные сохраняются в так называемых «облаках», они не прикреплены к конкретному ПК и могут извлекаться с менее мощных, чем сервер, устройств. Так работают диски Google и Яндекс, Файлы Mail.Ru, сервис Apple iCloud, или даже Google chrome, который запоминает закладки, пароли и историю бразуера пользователя. Эксперты прогнозируют бурный рост количества таких систем в ближайшие годы, а специалистов для их разработки очень мало. Так что самое время учиться разрабатывать «облака», по выпуску из университета проблем с трудоустройством не будет.

3. Разработчик мобильных приложений

Нет смысла объяснять, что это такое. Смартфон = мобильные приложения. Каждое новое приложение интереснее и сложнее предыдущего, появляются новые специализации в этой сфере. Например, программисты под определенную платформу, специалисты по графическим интерфейсам, тестировщики мобильных приложений «По мере того как планшеты и смартфоны проникают на рынок, по мере того как улучшаются каналы связи, возникает огромная потребность (я не преувеличиваю), именно огромная потребность в соответствующих разработчиках. Сейчас это один из основных трендов, появляется большое количество стартапов на эту тему» - комментирует Дмитрий Волошин.

4. Специалист по робототехнике

Это уже не новое направление в ИТ, но сейчас оно стремительно набирает обороты. Сфера очень сложная, здесь и электроника, и механика, и информатика. «Фактически программиста роботов я бы сравнивал с хирургом, который делает операции», - говорит Дмитрий Волошин. Но научиться этому можно, и к тому же очень нужно. Работодатели ждут.

5. Специалист по информационной безопасности

Еще одна широкая сфера со множеством ответвлений. Здесь и разработка антивирусов, и защита систем электронных платежей – в общем все, что поможет информации быть под защитой.

6. Комплексная автоматизация бизнес-процессов

Автоматизация нужна, чтобы быстрее решать различные бизнес-задачи. С помощью IT-решений можно ускорить практически любые бизнес-процессы: от привлечения новых клиентов до расчета зарплаты. Но все процессы в бизнесе связаны между собой, поэтому комплексная автоматизация эффективнее и проще.

Еще Александр Гаврилов выделяет междисциплинарные направления, например биоинформатику. Всегда остаются востребованными программисты на платформах 1С, С++, Java и других. «Хорошие программисты сметаются враз. Все ребята, которые умеют и хотят программировать, непременно найдут себе работу за очень короткое время», - уверяет студентов и абитуриентов Дмитрий Волошин.

Я б в айтишники пошел… А куда идти?

Между высшим образованием и реальной работой как всегда существует дистанция. Ни на разработчика мобильных приложений, ни на бизнес-аналитика, ни на специалиста по облачным вычислениям выучиться нельзя. Оно и понятно. «Еще 5 лет назад не существовало ни одной из перечисленных выше специальностей», - рассказывает Александр Гаврилов. Но это не повод отказаться от высшего образования и решить, что ты всему научишься сам. Вузовская подготовка дает фундамент для развития специалиста. К тому же такая у нас страна, без диплома никуда не возьмут. А технические вузы открывают двери в большие компании.

На вопрос о трудоустройстве студентов по окончании вузов Дмитрий Волошин отвечает однозначно: «Ну только неудачники не устраиваются, извините за прямоту. 70% ребят работают еще учась на 3-4 курсе».

Лучшие вузы, где готовят айтишников

1.МГТУ им. Н.Э. Баумана

В Бауманке стоит попытать счастье на факультете информатики и систем управления и факультете робототехники и комплексной автоматизации. Правда, в случае неудачи расстраиваться не стоит. На любом факультете в этом вузе, даже на менеджменте, дается сильная техническая подготовка. Университет проводит свою олимпиаду «Шаг в будущее», ее победители и призеры поступают без экзаменов.

2. Факультет ВМК МГУ им. Ломоносова

Здесь дают фундаментальную теоретическую подготовку, многие выпускники по окончании идут в науку. Конкурс на место 5-5,5 человек, но бюджетных мест много: 335. Не забывайте, что у МГУ есть привилегия проводить дополнительное вступительное испытание, поэтому одних результатов ЕГЭ будет недостаточно. Опять же у вуза есть свои олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы». Дипломанты этих олимпиад поступают без экзаменов, или получают 100 баллов по одному из предметов.

3. МФТИ

Здесь IT-специалистов готовят на трех факультетах: радиотехники и кибернетики, управления и прикладной математики, инноваций и высоких технологий. В среднем конкурс на эти факультеты в прошлом году составил 2,2 человека на место, что не так много. Хотя баллы нужны довольно высокие. С помощью олимпиады «Физтех» можно поступить в МФТИ без экзаменов, и есть еще много других олимпиад, которые дают преимущества при поступлении. Например, «Старт в науку» и выездные олимпиады.

4. МИФИ

Конкурс в МИФИ большой, по направлению бизнес-информатика в 2012 году было аж 16 человек на место. Но ведь подать документы можно сразу в 5 вузов. Так почему бы не рискнуть и не почувствовать дух конкуренции в одном из них?

5. МЭСИ

Здесь айтишников готовят целых 5 факультетов: бизнес-информатики, информатики и вычислительная техники, информационной безопасности, математического обеспечения и администрирования информационных систем, прикладной информатики. Поступить туда вполне реально, в среднем проходной балл на эти факультеты в прошлом году – 216 за 3 экзамена.

Также стоит обратить внимание на факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ: там дают хорошую базу с ориентацией на практику. Можно стать достойным специалистом, учась в МИРЭА и СПбГУ на факультете прикладной математики – процессов управления. Среди вузов Санкт-Петербурга НИУ ИТМО – достойная альтернатива московским вузам.

Из региональных вузов эксперты выделили Казанский (Приволжский) и Южный федеральные университеты, Новосибирский, Томский и Нижегородский государственные университеты.

Во все вузы без экзаменов принимают победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по профильным предметам и членов Международных сборных предметных олимпиад.

Комментарий Дмитрия Волошина: «Абитуриентам этого года уже поздно, но абитуриентам следующего года обязательно всеми силами участвовать в олимпиадах и конкурсах, потому что это очень сильно упрощает жизнь при поступлении в вузы. Мы сами очень большое внимание оказываем олимпиадникам, потому что эти люди достаточно в юном возрасте уже демонстрируют мотивацию к обучению и к нормальной жизни».

Как быть востребованным?

Чтобы по окончании вуза стать настоящим профессионалом, одного университетского образования недостаточно. Формула успеха для айтишника выглядит так:

Учеба в вузе + курсы дополнительного образования + стажировки и пробные работы + самообразование = профессионал в сфере ИТ.

Это сложно, но для такого образования созданы все условия. Тем, кто хочет и любит учиться, помогают и оказывают поддержку. Например, Mail Ru Group ежегодно проводит чемпионат по программированию Russian Code Cup, а компания Microsoft - международный технологический конкурс среди студентов и старшеклассников Imagine Cup. Обе компании сотрудничают с вузами и организуют курсы и онлайн-школы для студентов.

«Для компаний это, с одной стороны, способ поиска талантов, а с другой - способ повышения интереса к отрасли», - говорит Дмитрий Волошин.

В общем, стать IТ-специалистом сложно, но, как говорится, игра стоит свеч. Качественный айтишник сейчас – на вес золота.

www.amur.kp.ru